вторник, 9 ноября 2021 г.

Основные направления организации воспитательно-образовательного процесса в 2021-2022 учебном году организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования Дошкольное образование является основой системы общего образования, целью которого является разностороннее развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, его социализация и личностное развитие. Обращаем внимание на основные направлениями деятельности учреждений дошкольного образования, в 2021/2022 учебном году: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников с учетом ГОС ДО и возможностей образовательного пространства дошкольной образовательной организации, в том числе, с применением дистанционных технологий. 2. Активизация работы по повышению воспитательного компонента системы дошкольного образования. 3. Развитие ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающее развитие личности ребенка в процессе реализации традиционных и инновационных форм сотрудничества, в том числе, дистанционных. 4. Совершенствование работы ДОО по укреплению здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса. Среди озвученных направлений сегодня хотелось бы рассмотреть более подробнее следующие: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников Возможность профессионального роста педагога лежит не только на педагоге, но и на руководителе дошкольной образовательной организации. ГОС ДО дал нам большую степень свободы и выдвинул новые принципы дошкольного образования среди них, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, поддержка инициативы и т.д. И когда мы говорим о педагоге 21 века о повышении его профессионального уровня не возможно это реализовать, если не учитывать принципы ГОС ДО. Современный педагог должен уметь не только учиться, но и разучиваться. И именно методическая служба в системе дошкольных образовательных организаций должна оказывать помощь в обучении педагогического персонала, с целью их профессионального развития, самореализации, успешного решения профессиональных проблем. Совершенствование качества образовательного процесса невозможно без квалифицированных, хорошо подготовленных кадров, являющихся профессионалами в своей деятельности. Четко выстроенная методическая работа призвана обеспечить свободную ориентацию педагога не только в методиках и технологиях развития детей дошкольного возраста, но и в психологических закономерностях возрастного и личностного развития воспитанников. Умение выбирать и использовать эффективные инструменты для реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа), средства организации образовательного процесса; сформированность у педагогов навыков моделирования, прогнозирования и конструирования собственной педагогической деятельности и возможности качественного решения задач, стоящих перед дошкольным образованием в целом. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в продуктивную деятельность с применением активных и интерактивных форм обучения. Данные формы строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Использование данных форм обучения педагогов будут способствовать: - созданию атмосферы, снимающей у взрослых напряжение и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность; - повышению у педагогов уровня активности, самостоятельности, стремления к сотрудничеству; - стимулированию интереса и мотивации педагогов к самообразованию; - повышению профессионального мастерства педагогических работников; - развитию навыков рефлексии собственной педагогической деятельности. Основными задачами методической деятельности с педагогами в 2021/2022 учебном году будут: 1. Сохранение доступности и вариативности образования воспитанников раннего и дошкольного возраста. 2. Обеспечение здоровьесберегающего процесса в ДОО на основе тесного взаимодействия с семьями обучающихся. 3. Воспитание активной гражданской позиции через максимальное вовлечение обучающихся в социально полезную деятельность. В рамках методической работы в 2021/2022 учебном году следует продолжить работу по: 1. Совершенствованию качества образовательного процесса на основе инновационных педагогических технологий. 2. Созданию полноценной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечивая им возможность самостоятельной деятельности. Рекомендуем осуществлять развитие профессиональной компетентности педагогов через работу вебинаров, онлай-семинаров и методических формирований (объединений), которые создаются на добровольной основе. Деятельность всех методических формирований (объединений) должна планироваться на основе анализа результатов методической работы за предыдущий год, с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов и запросов. Повышение воспитательного компонента системы дошкольного образования. Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (утвержденного МОН ДНР от 16.08.2017г). Воспитательная работа становиться тем стержнем которая поддерживает модернизацию содержания ООП ДО, создает условия для детей к осознанному обучению, обучению в течении всей жизни и развитию компетенций. Перед нами стоит задача вернуть в дошкольное образование приоритет воспитание над обучение. Сами по себе знания стоят мало, важно отношение ребенка к этим знаниям и использование их в жизни. Воспитательная работа осуществляться в ходе реализации ООП дошкольного образования. Составляющими воспитательной работы являются не только теоретические знания, различные компетенции, но и практические навыки:  воспитание культуры здорового образа жизни (формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование);  гражданско-патриотическое воспитание - приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях и др.;  духовнонравственное воспитание - формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственноэтических норм: доброта, дружба, приветливость, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь и др.;  поликультурное воспитание - знакомство с лучшими образцами духовной и материальной культуры своего народа, привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурноисторические достижения (это направление рассматриваем с детьми 5-7 лет);  эстетическое воспитание - формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве и др.;  воспитание культуры быта и досуга - формирование у детей первичных представлений о личной и общественной значимости хозяйственнобытового труда, умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке, совместно со взрослыми готовить несложные блюда, сервировать стол, участвовать в уборке участка в соответствии с сезоном, в уходе за растениями и животными и др.;  семейное и гендерное воспитание - формирование первоначальных представлений о семье, близких людях, их взаимоотношениях, воспроизведение поведения, чувств, переживаний близких и др.;  трудовое воспитание - освоение основных бытовых умений и навыков; проявление активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких и др.;  экологическое воспитание - овладение первоначальными знаниями о природе, взаимосвязи человека с окружающей природной средой; формирование гуманного отношения к природе, представлений об уникальности каждого живого существа и др.;  воспитание культуры безопасности жизнедеятельности - формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе игрового тренинга. Игровой тренинг даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого тренинга определяется индивидуальными способностями и возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который используется для решения, может быть разнообразным:  рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях;  разъяснить, что опасности могут подстеречь не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени;  разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг будет способствовать развитию у них поисковой активности;  экономическое воспитание - воспитание трудолюбия средствами игровой деятельности и обслуживающего труда; одобрение, стимулирование и поддержка достигнутых успехов; знакомство с элементами экономической и финансовой грамоты и др. Важным аспектом воспитательной работы на современном этапе развития образования становится формирование и развитие инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. В этой связи педагогическим работникам рекомендуем осуществлять свою деятельность в соответствии с ценностными ориентациями, основанными на понимании, принятии и уважении индивидуальных особенностей каждого человека, признании равных прав в получении образования. Значимыми для развития инклюзивной атмосферы каждого учреждения являются подбор и применение педагогическим работником методов обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности каждого воспитанника, создание адаптивной образовательной среды, системы взаимопомощи и поддержки между разными, трансляция идей инклюзии воспитанникам и их родителям (законным представителям) в ходе бесед, чтения и обсуждения художественной литературы, проведения совместных творческих, физкультурноспортивных, праздничных и иных мероприятий, выступлений на родительских собраниях, через личный пример взрослого, информационные стенды и интернетсайт учреждения образования и т. д. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка ДОО(У). Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение регламентируемой (организованная образовательная деятельность) и нерегламентируемой (совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Эффективность воспитательно–образовательного процесса в значительной степени зависит от выполнения режима дня, рационального объединения и чередования в нём различных форм работы с детьми, целесообразной организации двигательного, санитарно-гигиенического режима и других составляющих. Возможность свободно регламентировать распорядок дня детей не дает права педагогу злоупотреблять временем, предназначенным для прогулок, сна, питания и игр в пользу организованной образовательной деятельности, которые предусмотрены режимом дня в специально отведенное время. Потому что образовательная деятельность вне организованной образовательной деятельности обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. Напоминаем, что организованная образовательная деятельность в ДОО планируется в основном в первую половину дня, однако в старшем дошкольном возрасте допускается проведение и во вторую половину дня. Максимально допустимое количество организованной образовательной деятельности в первую половину дня с детьми младшего и среднего возраста не должно превышать двух, а с детьми старшего дошкольного возраста – трех. В разновозрастных группах ее продолжительность необходимо дифференцировать, ориентируясь на возраст детей. Обращаем внимание, что воспитатель является активным участником образовательного процесса, при этом сам образовательный процесс должен ориентироваться на развитие самостоятельности и ответственности ребенка за результаты своей деятельности. В связи с этим при проектировании ООД предлагаем продолжить использовать технологическую карту. При этом образовательную деятельность в режимных моментах не следует рассматривать как дополнение к ООД. В режимных моментах решаются следующие задачи: - формирование общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности и жизнедеятельности и пр.); - развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок к учебной деятельности; - охрана здоровья и формирование основ культуры здоровья; - формирование основ собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); - освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; - формирование положительного отношения к труду взрослых. Для решения указанных задач педагог должен использовать разнообразные фронтальные формы организации детей: 1. Прогулка, которая может включать наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность. 2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия. 3. Познавательные экскурсии природоведческого (парк, сквер) или ознакомительного (в школу, библиотеку, магазин, аптеку и др.) характера. 4. Труд (коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, ручной труд). 5. Игры (сюжетно-ролевые, настольно-печатные, игры-драматизации, спортивные игры). 6. Экспериментирование. 7. Упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков. 8. Тематические беседы и рассказы. 9. Развлечения, праздники. Обращаем внимание, что самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса ДОО и обладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развитие активности, инициативы; закрепление имеющихся навыков, способов действия; поднятие самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях. Данная деятельность выполняется ребенком без непосредственного участия педагога, при этом ребенок стремиться сознательно достигнуть поставленной цели. Задача взрослого - вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью. Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а педагог, организуя данную деятельность, может решать образовательные задачи Программы или воспитательные задачи. И здесь важно продумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Таким образом, для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду, чтобы дети могли:  учиться на собственном опыте;  изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;  быть автономными в своих действиях и принятии доступным им решений. Подводя итог, рекомендуем Методическим службам всех уровней в 2021-2022 учебном году:  - изучить методические рекомендации отдела дошкольного образования к новому учебному году;  - проанализировать изменения в нормативно-правовой базе обеспечения дошкольного образования;  - обсудить и выработать стратегию планирования способов управления образовательным процессом в дошкольных образовательных организациях;  -активизировать работу по повышению уровня инновационной компетентности педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций;  - обеспечить мотивирующие условия для неформального образования педагогов дошкольного образования посредством их участия в работе Студии педагогических встреч, семинаров, вебинаров, творческих групп;  - изучить и популяризировать передовой педагогический опыт педагогов Донецкой Народной Республики;  - обеспечить организационно-методическое сопровождение участия дошкольных образовательных организаций в Республиканских конкурсах «В гостях у сказки», «Планета Детства».

Комментариев нет:

Отправить комментарий